Благотворительность в России

1 марта 2011 года в Москве в седьмой раз прошла ежегодная конференция «Благотворительность в России», организованная газетой «Ведомости». Отдельная секция мероприятия была посвящена религиозной благотворительности. В ходе двухчасовой дискуссии эксперты, представляющие традиционные конфессии России, рассказали представителям некоммерческих организаций, власти и бизнеса о принципах религиозной благотворительности.

Во время мероприятия представители православных, мусульманских, буддийских, иудейских и католических благотворительных организаций по очереди ответили на три вопроса: зачем люди, исповедующие ту или иную веру, занимаются благотворительностью; какие направления каждая из религий считает основными; какие методики оценки эффективности существуют у религиозных благотворителей.

«Православные христиане занимаются благотворительностью не только потому, что их ждет награда на небесах», — сказал, отвечая на первый вопрос, епископ Пантелеимон. По его словам, верующими руководят также сострадание, сочувствие и память о Страшном Суде, во время которого спросится не знание молитв наизусть, но спросится «Почему вы не накормили Меня, когда Я был голоден?» (см. Мф. 25:42), то есть верующий человек понимает, что в страдающем нищем страдает Сам Господь.

О структуре католической благотворительности рассказал координатор католического центра «Каритас в Москве» Дмитрий Мишенев. Так, в католицизме существует три вида благотворительности: монашеская, приходская и профессиональная деятельность благотворительных организаций. Последние осуществляют светские проекты по поддержке незащищенных слоев населения и по своему существу напоминают традиционные светские НКО.

Схожая система благотворительности сложилась в иудейской традиции. По словам директора благотворительного фонда «Джойнт» Алика Надана, благотворительность при синагогах существует, однако по масштабам уступает деятельности профессиональных еврейских организаций, созданных по типу НКО.

Сопредседатель Совета муфтиев России шейх Нафигулла Аширов сообщил, что верующие мусульмане обязаны отдавать 1/40 часть своего дохода на благотворительность. По его словам, если в мусульманской деревне есть хоть один неустроенный сирота, то вся деревня считается грешной.

Отвечая на вопрос о приоритетных направлениях социального служения Церкви, епископ Пантелеимон признал одной из ключевых задач — заботу о пожилых людях и детях. Председатель Синодального отдела считает важным также поддержку института семи и развитие добровольчества. «Зачастую людям не нужны деньги или материальные ценности, им требуется участие, внимание, простое человеческое тепло. Все это могут дать добровольцы», — подчеркнул владыка.

Представители всех мировых религий заявили, что стремятся сотрудничать со светскими НКО и готовы к совместным проектам.

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/1420526.html